На пик Ленина в пенсионном возрасте

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны…
А.С. Пушкин

Действительно, в 20 и даже в 40 лет высокогорные восхождения несравненно проще, но это вовсе не означает, что они не возможны в 60

Пик Ленина на Google maps
(высота 7134 м)

На момент восхождения на пик Ленина  в июле 2019, мне было 59.5 лет, что по дореформенным понятиям можно считать пенсионным возрастом. Ну почти.

Среди гидов-инструкторов, работающих в этом районе такой возраст отнюдь не исключение. Например, известный питерский высотник Николай Тотмянин, который старше меня на 2 года, каждый год поднимается на эту вершину. И не по одному разу. В общей сложности Николай восходил на п. Ленина 35 раз (или более — точнее я не запомнил). За этим стоит огромный опыт и постоянные тренировки в течение года.

Среди «простых смертных» покоривших или пытавшихся покорить эту вершину, я видел несколько человек старше 50 лет. Разумеется, я могу судить только о тех, кто попал в мое поле зрения.

Надеюсь, данной публикацией мне удастся вселить уверенность и дать полезные советы другим, кто в силу своего возраста сомневается, стоит ли ему попытаться взойти на эту вершину.

Оглавление

физическая подготовка;
техническая подготовка;
снаряжение;
питание;
медикаменты и здоровье;
стоимость;
описание восхождения;

По моему мнению это — самый важный аспект. Начиная с некоторого возраста, мы уже не улучшаем свои результаты, а лишь боремся с неизбежным ослаблением своих физических возможностей. Победить в этой борьбе нельзя, но хотя бы замедлить сползание, отдалить старческую немощь. Для меня всегда был примером Н.А. Амосов, хирург, который пропагандировал и сам вел активный образ жизни. Даже в последние дни своей жизни, в возрасте 91 года он бегал по 5 км. в день.

Мой походный опыт начался в 1978 г. шлюпочным походом по оз. Байкал и р. Ангаре, организованным военно-морской кафедрой Ленинградского кораблестроительного института.

1300 км. за 30 дней из которых примерно 1000 — гребля на веслах.

Потом, водные, горные и лыжные походы разной степени сложности. В 90-е длительный перерыв, как и у многих, когда мы не столько жили, сколько выживали. Потом жизнь наладилась, дети подросли. Когда мне уже было за 40, возобновил походную жизнь. С тех пор, каждый год: зимой лыжные поход в Хибины, тундры. Летом — горный или пеший поход — Кавказ, Саяны, Камчатка, Курилы. Или альплагерь.

В течение года поддерживающие тренировки: бег 20-30 км. в неделю. Однако, за три месяца до поездки в Киргизию, усиленные тренировки. Прежде всего, бег не по ровной местности, а с перепадом высот. Например, недалеко от Петребурга, в Кавголово, где построена современная лыжная трасса олимпийского уровня, прежняя лыжная трасса доступна для кросса. 5 кругов по этой трассе, согласно GPS, составляют 15 км. с общим набором высоты 500 м. Учебно-трепнировочный центр в Кавголово

Другое место для тренировок — Шуваловский парк,в котором есть горка высотой 30 м. 10 кругов с подъемом-спуском дают 300 м. набора высоты. Но бегать так скучновато. Гора Парнас в Шуваловском парке

В Петербурге есть удобное место для бега — парк на Елагином острове. Там круг 5 км. Но без перепада высот. Елагин остров

Летом 2019 в районе п. Ленина я встретил человека, которому 65 лет. Его тренировки — 50 км. в неделю. Он предпринял уже пятую, неудачную попытку восхождения.

В 2017 г. мной была предпринята первая попытка восхождения на п. Ленина. Неудачная. Прежде всего, из-за погоды. Но и подготовлен я был не достаточно. Поэтому в 2019 я тренировался более интенсивно.

Наверное, можно сформулировать минимальное требование к физической подготовке: если вы можете пробежать 15 км. с набором высоты 500 м. за разумное время, можете пробовать п. Ленина.

Я имею 2 разряд по альпинизму. Но для восхождения на п. Ленина такой уровень подготовки не требуется. Технически — эта вершина не сложная.
Потребуется умение ходить в кошках по снегу или фирну. Ледовых участков нет. Или мне такие не встречались.
На 2/3 пути от 3-го лагеря до вершины есть снежный гребень, называемый «нож», на котором добрые люди часто провешивают перила. Преодолеть этот подъем при помощи жумара — большое подспорье, хотя можно подняться и так, затратив несколько больше сил и времени.
Между первым и вторым лагерями подъем проходит по леднику с трещинами, среди которых много закрытых. Ледник проходится в связках. Здесь потребуется, хотя бы теоретические знания о передвижении в связках по снежному склону и действиях при срыве участника в трещину.
С этой целью советую прочитать раздел «Работа связок на снежном рельефе» (стр. 122-132) и «Подъем пострадавшего из ледниковой трещины» (стр. 175-177) книги «Начальная подготовка альпинистов», Часть 2. Под ред. П.П.Захарова. М.2007.

Я упоминаю об этом не случайно. На этом участке я втречал довольно много связок, идущих «на коротком поводке», т. е. На длинне веревки иежду участниками 2-3 м. Или с запасом веревки в кольцах.
Почему это не правильно — почитайте в упомянутой книге П.П.Захарова.

Я уже много лет пользуюсь таблицей EXCEL (или Libraoffice CALC) с помощью которой определяю вес снаряжения. Кроме того, такая таблица позволяет не забыть что-то из снаряжения.
Список снаряжения таблица

Как видно из таблицы, вес снаряжения приближается к предельному, допустимому для бесплатной нормы багажа. Часть вещей можно взять в ручную кладь, а что-то надеть на себя. В таблице не указаны продукты. К счастью, нет необходимости брать с собой в самолет все продукты. В гипермаркетах Оша продукты тех же производителей, что и в С-Петербурге.
Киргизская авиакомпания AVIATRAFFIC декларирует, что для спортивного снаряжения допускается общий вес 40 кг. И пока выполняет свои обещания. У меня возникал вопрос: как же они определят, что мой груз — это спортивный инвентарь, если он упакован. Все оказалось проще. Представитель авиакомпании в аэропорту Пулково сказала, что сразу видит, кто мы такие, и ей ясно, какой у нас груз. На стойке регистрации она дала указание пропустить наш багаж без дополнительной оплаты.
Компания AVIATRAFFIC летает, также, в Москву, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и еще ряд городов.

Высокогорная обувь — самая дорогостоящая часть снаряжения.
Специальные высотные ботинки стоят около 650 USD. Ситуацию обостряет то, что высокогорные ботинки вы не будете использовать нигде, кроме высотных восхождений.
Необходимость в специальной обуви обусловлена низкими температурами и пониженным снабжением тканей кислородом.
Закономерен вопрос: почему бы не использовать валенки, как это делали братья Абалаковы? Проблема в том, что в высокогорье значительные перепады температур. Днем на солнце снег становится мокрым и рыхлым. Но стоит солнцу скрыться, как температура резко падает. В такой ситуации важно сохранить обувь сухой, потому что высушить ее негде.
Высокогорные ботинки обеспечивают хорошую теплоизоляцию и полную защиту от проникновения внешней влаги. Однако надо понимать, что нога в таком ботинке не дышит и, соответственно, нет отвода пота. На последнем участке восхождения, от 3-го лагеря до вершины, это не беспокоит, т.к. внешняя температура довольно низкая. И на первый план выступает защита ног от холода.
Современные высокогорная обувь, как минимум, двухслойная — внутри сапожок из быстросохнущего синтетического материала. После дня хождения в таких ботинках внутренний сапожок становится несколько влажным. На ночевке рекомендую эти внутренние сапожки просушить — положить внутрь спальника.

Я остановил свой выбор на LA SPORTIVA G2 SM. У этих ботинок целый ряд преимуществ:
1) Вместо шнуровки быстрая двойная система застежек Boa Double. Позволяет даже руками в перчатках легко затягивать и отпускать ботинок. Кроме того, отдельно регулируется затяжка зон стопы и голенища.
2) Это самые легкие ботинки в своем классе пара 46 размера весит 2300 г.
3) Ботинки трехслойные. Верхний слой — толстая кордура на молнии, второй основной сам ботинок — из разных материалов, обеспечивающих тепло- и влагоизоляцию, третий — внутренний сапожок.

Я долго выбирал размер этих ботинок. В результате остановился на свой обычный+2, т. е. 46. Важно, чтобы стопе в ботинке было просторно, тесная обувь затрудняет кровоснабжение. Не стоит опасаться того, что нога будет болтаться в свободной обуви Затяжка Boa позволяет регулировать обжим в широких пределах. Например, можно туго затянуть голень, оставив стопу относительно свободной.

Если не ходить в таких ботинках по каменистому грунту, они прослужат очень долго.

Здесь просматривается возможность для экономии: взять такие ботинки у кого-либо на время.

Еще один путь экономии – использование альпинистских ботинок с бахилами на галошах.
Мои друзья в начале 90-х, когда им было около 30 лет, успешно взошли на Ленина в туристических ботинках, поверх которых были надеты бахилы. Это бахилы состоящие из галоши и пришитой к ним тонкой синтетической ткани, закрывающей ногу почти до колена. То есть обувь, обычно используемая в зимних лыжных походах.

Бахилы из тонкой ткани хорошо защищают от мокрого снега, если снег не глубокий – не выше галош. Если снег более глубокий, тонкая ткань не полностью изолирует внутреннюю обувь. На ночевке нужно побеспокоится о просушке ботинок. 

Эти бахилы  весят  1.16 кг за пару что соизмеримо с весом трекинговых ботинок.

Такие бахилы имеют и другие недостатки:
– их легко порвать кошками;
– их трудно снимать/надевать на внутренний ботинок, особенно на морозе;

В настоящее время я не видел, никого кто ходил бы в таких бахилах в районе п. Ленина. Тем не менее, они могут быть полезны при акклиматизационном выходе, например, на п. Юхина, когда часть пути проходит по камням – идете в обычных ботинках. На снегу надеваете бахилы с кошками.

 

Обувь для передвижения по каменистой местности

Вплоть до высоты 4300-4500 м. придется довольно много ходить по каменистой почве. Во-первых: при перемещении между базовым и первым лагерями. Во-вторых: радиальные акклиматизационные выходы. Ходить по камням в высокогорных ботинках — безумие. Эти ботинки тяжелы, жестко фиксируют голеностоп и интенсивно изнашиваются на каменистой почве.
Для этих целей подойдут легкие альпинистские или трекинговые ботинки. Я ходил в трекинговых ботинках Zimberlan, пара которых весит 1.2 кг.

Кроссовки

Обувь для города, самолета и базового лагеря. Можно, конечно, ради экономии веса лететь в самолете и ходить по городу в трекинговых ботинках. Тут уж сами решайте. Легкие тапочки сланцы — весят 150 г. Возьмите их в любом случае — ногам захочется отдохнуть.

Чуни

Во время ночевки важно согреть ноги. На высоте теплоизоляции спальника может не хватить. Пуховые чуни Redfox, которые весят 200 г., я надевал на ночь.

Кошки

Кошки подойдут любые, в том числе алюминиевые — движение предполагается по снегу или фирну. Важно, чтобы у них был антиподлип. Легкосплавные кошки позволят сэкономить около 200 г. веса на каждую ногу.
Я использовал кошки Camp с мягким креплением. Мягкое крепление — на ремешках — подойдет для любой обуви в том числе и для бахил. Кроме того, кошки с мягким креплением обычно дешевле.

Палатка

Самая распространенная в этом районе модель RedFox Explorer. Это хорошая 2-х местная палатка приспособленная для высокогорья — имеет низкий профиль, усиленные дуги, юбку. Вес 2.9 кг.
Недостаток существенный — плохая вентиляция.

Палатка имеет один выход и плохо продуманные вентиляционные отверстия. 3-х местный вариант этой палатки значительно лучше — два выхода, никаких проблем с вентиляцией. Но вес 4 кг.
Отличительная особенность палаток RedFox — дуги проталкиваются в рукава на тенте. Это позволяет снимать и ставить палатку не снимая внутреннего слоя. Что особенно важно под дождем или снегом. Но со временем в этих рукавах образуются задиры (карманы) и чтобы, проталкивая дугу не попасть в такой карман, потребуется определенная ловкость или помощь друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *